+7 (8652) 98-70-70

Создание бизнес модели компании. С чего начинать?

Создание бизнес модели компании. С чего начинать?

Малый бизнес в России на текущий момент находится в состоянии начального роста. Причина тому - кризис управления, а именно, неспособность многих начинающих предпринимателей мыслить стратегически, а также отсутствие знаний о маркетинге в любой проектной деятельности.

В школах никто не учит как стать преуспевающим предпринимателем или основать крупную компанию. Мало кто понимает, что любой бизнес нужно начать с планирования и формирования бизнес модели.

Так что же такое бизнес модель и для чего она нужна? VOX-group занимается разработкой бизнес моделей не только для малого, но для среднего и крупного бизнеса. При разработке бизнес-модели мы стремимся создать не стандартный институтский научный труд об инновациях в бизнес-моделировании, а практическое пособие для начинающего предпринимателя, для активных игроков рынка, а также для тех кто хочет развиваться и развивать свою компанию. Разрабатываемая нами бизнес модель частично основывается на книге А. Остервальдера «Построение бизнес моделей» с внесением собственных авторских доработок.

Описание разрабатываемой нами бизнес-модели включает в себя девять блоков, которые отражают логику действия любой компании, направленных на получение прибыли. Эти девять блоков охватывают четыре основные сферы бизнеса: взаимодействие с потребителями, предложение, общая инфраструктура и финансовая эффективность компании.

Данная бизнес-модель подобна стратегическому плану, который претворяется в жизнь через организационные структуры, процессы и системы управления. Перед тем как начинать любой бизнес, основатель должен понимать структуру своей компании, которая складывается из следующих смысловых блоков, которые мы разберем подробно:

1. Потребительские сегменты - создавая любой бизнес вы должны четко понимать для кого вы это делаете. Кто будет ваш потребитель? Кому вы будете предлагать ваш продукт и ценности которые вы создаете. Постарайтесь на начальном этапе сформировать «лицо» вашего потребителя. Кто он? Как он выглядит? Сколько ему лет? какого он пола? Что он любит и в каких местах бывает. Возможно, вы заметите, что ваш продукт настолько хорош, что он нужен буквально всем. Тут и появятся потребительские сегменты вашего бизнеса. Возможно, у вас он будет один, а может быть несколько. Опишите каждый из них и чем точнее вы определите вашего покупателя тем проще вам будет в дальнейшем.

2.  Ценностное предложение - это самое важное в вашей компании. Какую пользу вы приносите людям? Делаете ли что-то стоящее? Пытаетесь ли изменить мир и сделать его лучше? Ценностные предложения компания, как правило, вытекают из миссии, или на их основе создается миссия  компании. Например миссия компании NIKE «Дарить вдохновение и инновационные решения каждому атлету в мире». Это истинная ценность бренда, на которую должна ориентироваться вся деятельность компании. Как проверить правильную ли вы миссию выбрали? Просто попробуйте ответить на вопрос - соответствует ли ваша деятельность вашей миссии и имеет ли она ценность для вашего потребительского сегмента.

3. Каналы сбыта - это то, как вы донесете ваши ценности до вашего потребительского сегмента. Существует два основных канала сбыта ваших ценностей: свой собственный и партнерский канал. Вы можете доносить ваши ценности  через свои каналы сбыта, например: ваш call-центр, ваши продавцы, ваш сайт или социальные сети. Плюс в том что собственные каналы сбыта вы можете формировать самостоятельно и аудитория которая там будет подобрана - четко соответствует вашему потребительскому сегменту.

Также можно использовать партнерские каналы - это те каналы, где так же находятся ваши клиенты соответствующие потребительским сегментам. Например если ваш бизнес это производство мыла то партнерским каналом сбыта могут стать бани или сауны, или хозяйственные магазины. Существенные плюсы этого канала в том, что вы не тратите ресурсов на его создание и развитие. Основные минусы в том что аудитория в нем может быть не так подобрана как в собственных каналах.

4. Взаимоотношения с клиентами - это как вы будете общаться с клиентами и получать от него обратную связь, что для него важно и решаете ли вы его проблемы и задачи. Взаимоотношение с клиентом будет определять способы стыковки с клиентами в точках контакта с аудиторией, и от того насколько правильно вы построите взаимоотношение с клиентами будет зависеть приобретение новых потребителей увеличение объема продаж и расширение рынков сбыта. Существует несколько типов взаимоотношений с клиентами, например:

  • Персональная поддержка - в данном случае компания выделяет отдельных специалистов для взаимодействия с потребителем, часто это одновременно является и ценностным предложением - например премиальное отделение "Сбербанк Первый" - выделяет персонального консультанта каждому клиенту.
  • Самообслуживание - в данном случае потребитель может самостоятельно получить необходимую ему поддержку в режиме онлайн или оффлайн. Такие типы взаимоотношение набирают популярность в связи с появлением интернета и часто применимы к деятельности интернет компании.
  • Сообщества - подобный тип взаимоотношений помогает поддерживать связь с потребителями за счет создания «тусовок». При правильном подходе данный тип взаимоотношений подойдет для любой деятельности. Например производители женской одежды стимулируют свою аудиторию созданием клубов, связанными с женскими проблема (болезни, проблемы с кожей, телом и т.д.)

Также существует много других форм взаимоотношения. Вы можете смешивать их или придумывать свои формы взаимодействия, ведь от их эффективности зависит насколько будут вас любить ваши клиенты.

5. Потоки поступления доходов - от того правильно ли выбрали ценностные предложения напрямую зависит то, будут ли их покупать и принесет ли вам это доход. Блок поступления доходов включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента. Возможно формирование нескольких типов потоков.

  • Продажа активов - пожалуй самый очевидный способ получить прибыль - это продать то что вы создали.
  • Плата за подписку - например журналы, в которых часть контента можно получать за дополнительную плату,
  • Аренда - если вы отдаете ваш товар во временное пользование за определенную плату.
  • Реклама - если ваш основной поток от продажи рекламы на создаваемой вами ценности.

6. Ключевые ресурсы -  это средства необходимые для создание вашего предложения и доставки ранее описанных элементов. Как правило ценностям компании могут выступать материальные ценности (например производителю оборудования нужны большие производственные мощности), а для разработчика оборудования ключевым ресурсом важнее уже человеческие ресурсы. Ключевыми ресурсами банков являются финансовые ресурсы, а например режиссерам или создателям контента важнее интеллектуальные ресурсы. Какой из четырех ресурсов для вас важнее - деньги, люди, вещи или ум, решать вам.

7. Ключевые виды деятельности - это когда  планов может быть много, но вы должны решить с чего начать! У каждой компании, как правило, несколько ключевых видов деятельности. Это самые важные действия компании, без которых её успешная работа невозможна. Ключевые виды деятельности, как и ключевые ресурсы, - обязательный компонент процесса создания и реализации ценностных предложений, выхода на рынок, поддержания взаимоотношений с потребителями и получения доходов. Они отличаются в бизнес-моделях разного типа.  Например у компании Microsoft - это разработка программного обеспечения, а у компании Apple один из ключевых видов деятельности  - это создание самого большого хранилища музыки в мире и стимулирование создания нового контента.

8. Ключевые партнеры - это ваша сеть поставщиков и партнёров, благодаря которым может функционирует ваша бизнес-модель. Вы можете что делать при помощи партнеров, а какие-то ресурсы привлекать на стороне. Существует несколько типов взаимоотношений между партнерами: Сотрудничество  между неконкурирующими компаниями или сотрудничество с конкурентами с целью разделения рынков сбыта. Также возможно создание совместного предприятия для запуска новых бизнес-проектов или сотрудничество между производителями и поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.

9. Структура издержек - Вот он!! результат взаимодействия всех элементов бизнес-модели, от того на сколько вы эффективно рассчитали всю бизнес модель будет зависеть ваша прибыль.  Расходы достаточно легко посчитать если вы точно проработали все вышеперечисленные блоки.

Данная концепция и методика анализа деятельности компании была испробована и проверена крупнейшими компаниями многих стран мира,
и сейчас ею пользуются IBM, Ericsson, Deloitte, Министерство общественных работ Канады и многие другие организации.

Данная концепция дает возможность говорить на общем языке, и позволяет избежать трудностей при описании бизнес моделей и создании новых стратегических решений и альтернатив.

Без данной концепции трудно прогнозировать развитие какой-либо бизнес модели и успешно внедрять инновации.